Пальчиковый игротренинг. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Дети.

В методической литературе содержатся результаты исследований по изучению развития мелкой моторики рук у детей с задержкой речевого развития Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Авторы подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.
В компенсирующей группе необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. К нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, пальчиковые игры, рисование, сопряженную гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз театр пальчиков и языка очень нравится детям. С большим увлечением до-школьники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, потому что задания превращаются в занимательную игру пальчики-музыканты, пальчики-фокусники, пальчики-путешественники и т.п.
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.
Предложенные игры сначала можно использовать как самостоятельные, а затем включать в пальчиковые развлечения.
Содержание пальчиковой игры-тренинга отражает лексические темы, изучаемые в логопедической группе старшего дошкольного возраста.
Самомассаж пальчиков соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун.
Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.
Однажды пальчики пошли в лес топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.
Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.
Яблоки кислые.
Махнуть рукой эх. Сморщиться и слегка высунуть язык.
Яблоки соберем в корзины.
Пальцы рук переплести корзинкой. Скругленные концы языка загнуть чашечкой.
Дома сварим из яблок варенье.
Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
Через лес топ-топ, топ-топ-топ вышли к реке.
Руки развести в стороны плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.
Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони лодочкой. Руками делать волнообразные движения. Язык сложить лодочкой боковые края поднять вверх. Вытянуть язык вперед и убрать назад.
Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев пальцы домиком. Язык присосать к нбу крыша домика.
Используется пособие Клавиатура авторское. Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру пуговицы, сопровождая игру произнесением стиха
Рисование веревочками, косточками от слив, семенами от дыни, арбуза, винограда
Однажды пальчики пошли в лес топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
На опушке — большое дерево. Вот его ствол.
Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.
Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой — шляпку. Положение рук менять; то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот грибов-боровиков много.
Язык сначала мягко присосать к твердому нбу, затем напряженно гриб растет.
У других грибов ножки тонкие.
Указательный палец одной руки — ножка, ладонь другой руки — шляпка; положение рук менять поганок очень много.
Дерево растет.
Руки тянуть вверх, к солнышку. Язык тянуть к носу.
Грибы растут.
Руки. См. пункт 3. Язык то присосать к нбу, то прогнуть чашечкой.
Соберем грибы в корзины.
Пальцы рук переплетены корзинкой. Язык — чашечкой.
Через лес топ-топ, топ-топ-топ вышли к реке.
Руки развести в стороны плавные движения от плеч к пальцам. Язык плавно двигать вперед-назад.
Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони лодочкой. Руками делать волнообразные движения. Язык сложить лодочкой боковые края поднять вверх. Вытянуть язык вперед и убрать назад.
Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев пальцы домиком. Язык присосать к нбу крыша домика.
Дети прокатывают мяч-прыгун по спирали авторское пособие Спираль, пальцами правой или левой руки. Движения сопровождают стихотворением.
Используется подставка под горячее с клеточками. Дети ходят указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стихо-творение, делая по шагу.
Рисование пальчиками, пуговицами
Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от ногтевой фаланги подушечки к основанию пальца.
Однажды пальчики пошли на огород топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
Подошли к огороду.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.
На опушке леса растут помидоры.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять. Язык высунуть и напряженно тянуть к нбу.
Помидоры соберем в корзину.
Пальцы рук переплетены корзинкой. Язык — чашечкой.
Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками на клавиатуру пуговицы, сопровождая произнесение стиха
Рисование косточками, семенами арбузов, дынь, тыквы, веревочками
Самомассаж рук.
Дети катают грецкий орех каштаны, воздушный шарик, наполненный мелкими камушками между ладонями по кругу, приговаривая
Однажды пальчики пошли в лес топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.
На полянке растет малина.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять вверх. Язык вынуть и напряженно тянуть к носу.
Собираем малину в корзину.
Переплести пальцы корзиной. Язык — чашечкой.
Дома сварим из малины варенье.
Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
Через лес топ-топ, топ-топ-топ вышли к реке.
Руки в стороны плавные движения от плеч к пальцам. Плавное движение широким языком вперед-назад.
Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони лодочкой. Руками делать волнообразные движения. Язык сложить лодочкой боковые края поднять вверх. Вытягивать язык вперед и убирать назад.
Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев пальцы домиком. Язык присосать к нбу крыша домика.
Лес — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети ходят указательным и средним пальцами по клеточкам шипам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу.
Однажды пальчики пошли в лес топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.
На опушке большое-большое дерево. Вот его ствол.
Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
Вот крона дерева.
Пальцы чуть согнуть. Язык — чашечкой.
На дереве дупло. В нем живет белка. Она то выглядывает из дупла, то прячется.
Руки соединить ребрами ладоней чашечкой. Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны. Язык чашечкой двигать вверх-вниз и попеременно в стороны или убирать за зубы.
Используется решетка для раковины, мыльница плоская с шипами. Дети ходят указательным и средним пальцами по клеткам на каждый ударный слог стиха делать шаг.
Универсальное панно авторское и мяч-прыгун. Дети, прокатывая мяч по дорожкам панно пальцами правой левой руки, сопровождают игру загадками.
Лесом катится клубок,
массаж четками — перебирание бус четок, считать количество бус в прямом и обратном порядке;
воздушными шарами-шалунами наполнители — соль, мука, рис, мелкие камушки массировать пальчики, приговаривая
Однажды пальчики пошли в лес топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.
На опушке — большое дерево. Вот его ствол.
Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
Вот крона дерева.
Пальцы чуть согнуть. Язык — чашечкой.
Крона состоит из веток и листьев.
Пальцы напряженно вытянуть и широко расставить.Ладони соединить чашечкой.
Язык — чашечкой.
Листья так весело играют с ветерком летом, а осенью опадают.
Пальцы широко расставить и попеременно двигать. Кисти расслабить, руки свободно опустить. Язык двигать вверх-вниз со скругленными краями, затем расслаблено опустить на нижнюю губу.
Вот корни дерева.
Кисти рук тыльной стороной соединить у запястья, пальцы напряженно тянуть вниз.
Язык напряженно тянуть вниз.
Квартира — решетка для раковины или подставка под горячее с клеточками. Ходить указательным и средним пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делать шаг. Можно ходить в любом направлении одной, другой, обеими руками.
Две пробки от пластиковых бутылок положить резьбой вверх или взять две большие пуговицы с углублением. На них поставить указательный и средний пальцы. Двигаться, делая шаг на каждый ударный слог стиха. Можно ходить одной, другой, двумя руками одновременно 4 пробки.
Используются забавные узелки на веревке 12 шт.. Перебирать узелки пальцами, на каждый узелок называть членов своей семьи.
Бельевой прищепкой проверить, чтобы не была слишком тугой поочередно кусать ногтевые фаланги подушечки на ударные слоги стиха от большого пальца к указательному, среднему, безымянному, к мизинцу правой руки, затем левой.
Список использованной и рекомендуемой литературы Выгодская И.Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. М., 1999.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.
Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001.
06.12.2008