Япония сады в цвету Путешествия по миру -

Первая часть В этой части рассказа про Японию, я расскажу о садах, которым отведено достаточно внимания в религии дзэн-буддизма.
Восточный сад отличается от европейского стороной национального характера и рассчитан не на внешнее подчркивание составленных в нем композиций, а на побуждение человека к созерцанию и стремлению к философии. Их принято возводить в своих домах, выделяя площадь под оформление. Если дом является многоквартирным , то сад будет общим достоянием жильцов. Размеры не устанавливаются произвольно, а берутся по факту, в зависимости от имеющейся свободной площади. Обычно это 10 15 кв. м, но может быть и 4 кв. м, и больше 15 кв. м. Это маленькая вселенная, созданная на тесном пространстве между своим и соседним домом называется садом цубо. В переводе значащее - кувшин, горшок, т. е. некое небольшое вместилище, чем собственно, и является крошечное пространство, отводимое этому садику среди домов. Согласно дзэн, внешнее состояние - малосущественно, основой является внутреннее наполнение. Цель архитектуры садов и парков Японии - вызывать у человека ощущение красоты в повседневном, обычном и простом. Вы удивитесь, но японцы в отличие от европейцев, чтут сады каменных творений, а не красоту распустившегося цветка. Это не значит, что они не ценят цветение кустарников и растений. Центром внимания японского сада являются камни, песок, галька, карликовые растения, ручейки.
Японский сад это небольшой уголок естественной природы, состоящий из пяти компонентов духовного идеи, и четырех материальных камней, воды, растений и архитектурных элементов, обозначающих связь человека с природой. Вся энергия и информация передается через структуру камня. По идее любой японский сад - это сад камней. Камень был и остатся основным элементом в создании сада.
Понимание истины происходит через созерцание, медитацию и воображение. Поэтому японские сады приобретают вс более упрощнный вид. И не редко символом обозначены каменные скопления, являющиеся единственным средством передачи глубокого величия и познания природы.
Сад камней представляет собой архитектурную композицию, где камни в группах располагаются в нечетном количестве. Это, на первый взгляд, беспорядочное расположение камней - хаотично. Группы камней всегда образуют как минимум один треугольник по аналогии с триадой божеств в буддистском храме. Треугольники имеют общую вершину, которая является жемчужиной композиции. Большой камень изображает гору, маленькие камни водопад, гравий или галька море. Вода - символ отрицательной, женской, тмной, мягкой силы Инь, означает жизнь и очищение. Камень символика светлой, мужской, положительной, тврдой силы Ян. В этом противостоянии и неразрывном единстве заключается основа существования мира. Течение воды имитируется с помощью волнистых линий, расчерченных бамбуковыми граблями на белом гравии или гальке, которая заполняет основную площадь сада. Прямые линии и симметрии отсутствуют. Камень, брошенный в воду, оставляет за собой след концентрических кругов на поверхности. Застывшее движение можно увидеть в технике сухого пейзажа каресансуй. Посетитель должен не просто осмотреть застывшую картину, а сосредоточиться, заставить сво сознание сконцентрировать зрительный образ, и действительно увидеть расползающиеся круги от брошенного камня на яву. Функционирование сада предназначено для медитативной релаксации и отстранения от суеты и повседневных забот.
Есть и мокрые сады камней, где присутствует вода
Сутэ иси искусство расстановки камней, считалось главным в работе неизвестного дизайнера японского сада камней Храма Реандзи RyoanJi в Киото. Это самый популярный и загадочный архитектурный комплекс, посещаемый сотнями тысяч туристов. Прямоугольная площадка около 23×9 м разместила в себе группы из 15 камней. Композиция задумана так, что пятнадцатый камень все время ускользает из поля зрения, прячась за другими камнями. Считается, что увидеть все 15 камней может только достигший просветления. Этот сад является достопримечательностью города Киото.
По мнению японцев, сад наделен целительным эффектом психотерапевтического воздействия. Загадку разгадали ученые, подвергнув изучение сада через компьютерный анализ. Проанализировав расположение камней, хаотичная мозаика каменных глыб образовала рисунок кроны дерева,скрытый от невооруженного глаза. Философия рисунка вызывает умиротворение и единение с природой. Но на меня, как представителя европейской расы, далекого от философии буддизма такой каменный сад не производит впечатления, может лишь потому, что я не прониклась духом той гармонии и созерцания царящей атмосферы в японском саду.
За то мне роднее и ближе по восприятию Ботанический сад Четырех времен года ,все в том же городе Киото.
Мы привыкли наслаждаться красотой цветущей сакуры, но в этом парковом ансамбле буйствует разнообразие красок и оттенков различных растений. Сакура это цветок весны, и любование на нежность раскрытия сакуры приходится на весенний период, а вот осенью многие японцы предпочитают любоваться иными пейзажами. В период бабьего лета появляются оттенки охры, багрянца и желтизны. Японцы любуются красными кленовыми листьями момидзи-гари. Момидзи в переводе с японского означает красные листья ,гари -охота. Охота за красными листьями выпадает на осенний период бабьего лета, в это время и проводятся момидзи мацури - праздники осенней листвы.
В японских садах сравнительно мало цветов, преобладают вечнозеленые деревья и кустарники. Элементами декора в саду являются каменные фонари, мостики, беседки. Излюбленное растение сосна, из цветущих деревьев предпочтение отдается сливе, а из кустарников рододендрону. В составлении композиции садового участка более темные растения помещают на заднем плане, а светлые на переднем, это создаст ощущение глубины пространства сада. Растения располагают так, чтобы они образовывали группу, создавая ощущение общего единения, но и просматривались индивидуально. Традиционный элемент японского сада цукубаи, представляющий собой каменную чашу с водой в виде бочки высотой 2030 см, в которой традиционно мыли руки при чайной церемонии. Около него устанавливают каменный фонарь.
Есть в Японии самый прекрасный парк Парк цветов Асикага Ashikaga Flower Park. Находится он в городе Асикага на острове Хонсю. Площадь парка приравнивается к 8, 2 га, на которой цветут различного вида глицинии Fuji, сочетая в себе голубые, белые и розовые тона, а также желтого цвета ракитник. Глициния - субтропическое растение из семейства бобовых, родственник сои. Ее цветение выпадает на первую половину мая. Цветы в парке посажены очень тесно и создают красивые и причудливые композиции. Это крупные, листопадные лианы, с продолжительным и обильным цветением и свежей темно-зеленой листвой. Душистые цветки собраны в крупные висячие кисти. Очень похожи на нашу белую акацию. В парке есть 100 - летняя глициния, также около 160 глициний которым около 60 лет и 1500 азалий которым более 60 лет. Для столетней глицинии в парке создан металлический каркас поддерживающий рясу великолепия раскрывшихся фиолетовых цветов. Существует также длинный туннель белой глицинии.
Мне кажется режиссер фильма Аватар -Джеймс Кэмерон, священное дерево Эйва, взял из представления о цветах глицинии.
Еще хочу познакомить вас с рисунками на рисовом поле. Этот элемент так же является искусством оформления растительности на полевых площадях. Рис разных цветов выращивают, используя разноцветные ростки как мозаику. Визуально увидеть такой шедевр можно с большой высоты. Применяют особую технику. Разновременно сеют рис kodaimai слегка пурпурного и желтого цветов, а также его местную зелнолистовую разновидность tsugaru-roman. Рисунками можно любоваться до сбора урожая в сентябре. А начиная с мая, бригада из нескольких сотен японцев по особой технологии сеют рис. Секрет - в селекции видов . Аграрии-художники знают, какой рис в какое время посеять. И уже через месяц картина готова.
Красочная и разноцветная Япония зовет нас в центр своих красот и открытий. И разве оставит кого-то равнодушным к своим пейзажам