В мирных целях - Психология - Познаем мир

Примерно с десяти месяцев до года у моего сына был период, когда он ни в какую не хотел играть в игрушки. Раскидать их по комнате – это, пожалуйста, носиться по квартире с удовольствием, залезать и тут же слезать с дивана, чтобы затем бежать дальше хлебом не корми.
Я сходила с ума. Как же так, ведь в игре у него развивается логика, мышление, приобретается масса полезных навыков. А он не хочет А он ставит кубик на кубик и тут же убегает Он нанизывает одно колечко на стержень пирамидки и уже слезает с дивана
Конечно, я не заставляла его играть насильно, не удерживала, не вынуждала сидеть на одном месте. Несколько дней я пыталась завлечь его разными уговорами, присказками и одну за другой расписывала прелести маленьких шедевров для развития детей. Потом я сказала себе «Стоп». Оставив затею с уговорами, я стала анализировать свои действия. Пусть ему стали не интересны игрушки, надо найти то, что ему интересно. Найти такие вещи не составит труда для любой мамы бытовые предметы посуда, шкафы, стиральная машина, всевозможные крупы и другие сыпучие продукты, обувь, желательно погрязнее, еда для животных и еще много всяческих предметов, играть с которыми, как правило нельзя. Другими словами детей тянет к настоящим вещам, им хочется участвовать в том, чем занимается мама. Жаль только, что мама на этом этапе не разрешает помогать ей, а уже через пару лет начинает заставлять. Я не стала запрещать. И вот, что из этого вышло.
Наверное, одна из главных проблем всех семей с маленькими детьми содержимое шкафов, стиральных машин постоянно оказывается на полу. Мы с этим не боролись, потому что бороться бесполезно. Мы не завязывали ручки дверок, потому что у нас их просто нельзя связать. Мы это использовали в своих хитрых взрослых целях.
Отталкивались о того факта, что дети с удовольствием выкладывают предметы из коробок, кастрюль и с не меньшим увлечением складывают их обратно. Обращаю внимание, речь идет не том времени, когда ребенок учиться выкладывать и складывать предметы в емкость, а о том, когда он уже умеет это. Поэтому после того, как мой сын достал и изучил все баночки и пакетики в шкафу, я предлагала А давай теперь соберем. Мы делали так вот мама положила, теперь Егорка, теперь опять мама, теперь Егорка. Сначала я брала с пола и складывала вещи его рукой, затем он сам начал подбирать, а я лишь помогала положить на полку. При этом весь процесс сопровождался эмоционально Вот какую большую баночку несет Егорка или Вот, сколько уже сложили, а также всевозможными звукоподражательными сочетаниями.
Приучая собирать игрушки, я давала своему сыну машинку и вместе с ним шла положить ее в коробку. Точно также складывали игрушки по очереди, открывали и закрывали коробку, смотрели, сколько уже сложили. Собирая игрушки, мы одновременно играли в них складывали пирамидку, катали каталку, машинку и т.д.
В результате, в нашей семье нет проблем с уборкой игрушек, я не кричу, когда вижу, что одежда из шкафа горой возвышается на полу. Мы просто вместе убираем ее. Для моего ребенка это не наказание, а естественный процесс. И я считаю, что все это благодаря тому, что мы сумели органично вплести этот важнейший элемент в его жизнь на самом раннем этапе.
Я знаю, что нередко интерес ребенка иссякает на этапе складывания и он категорически отказывается продолжать уборку. Если ваш ребенок убегает при первой же попытке заставить его собрать все в шкаф или убрать игрушки, не надо заставлять его, надо сделать это увлекательной игрой, соревнованием. Дождитесь, пока ребенок окажется неподалеку и начните собирать вещи сами, ставьте посуду громко, приговаривайте, как здорово у вас получается, но не зовите ребенка вам помочь. В большинстве случаев детям интересно то, что делают другие. Он сам придет и станет повторять.
Еще один вариант заинтересовать ребенка новыми предметами, их свойствами, применением. Например, удивленно спросить А где у нас дуршлаг терка Показывая и называя новый предмет, вы отвлекаете ребенка от его отказа убирать и переключаете внимание на новую деятельность. Узнать, что такое дуршлаг и что с ним делают, становится первоочередной задачей, а уборка в шкаф совершается попутно. Чтобы отвлечь малыша, можно развеселить его, одев какой-нибудь предмет, например, на голову. Не бойтесь выглядеть смешно, дети обожают клоунов. Подобные мини-спектакли помогут вам стать ближе и без труда научить маленького упрямца многим полезным вещам.
Маленький помощник Найти для ребенка новые и интересные дела не составляет большого труда. Ему интересно все, что так неинтересно нам ежедневные дела по дому. Так мы стали вместе поливать цветы. Я ставила его на табуретку, давала маленькую баночку от детского питания, наливала в нее воды и его держа его руку с банкой выливала воду в горшок. Здесь важно понять не обязательно отдавать инициативу в руки ребенка и ждать, пока он перебьет в доме все горшки с цветами и будет везде проливать воду. Нужно объяснить, что водичкой надо поливать цветочки, а лить ее на пол нельзя, что поливать можно только с мамой. Нужно обязательно придерживать ребенка, чтобы он не упал, не разбил банку, не ударился. Ваша инициатива не должна становиться для ребенка опасной.
Конечно, не все бывало гладко. Мы по началу стали заодно выливать на пол и содержимое чашек за едой. Что ж, пришлось объяснять, где можно лить, а где нельзя. Постепенно решили и эту проблему.
Сейчас сынишка уже помогает мне подметать пол. К этому занятию мы пришли вот как. Все дети обожают копать лопаткой или совком, с удовольствием делают это и зимой и летом. И мой Егорка не исключение. Увидев однажды у меня совок для мусора, он тут же стал требовать эту замечательную игрушку. За неимением лучшего он начал раскидывать совком подметенный мною мусор. Что делать Отобрать Наругать Я показала сыну, что надо делать с совочком дома, как надо держать его, чтобы мама могла собрать мусор на полу. Конечно, я контролировала его руку, а по сути дела держала совок вместе с ним. Я делала свое дело, а мой ребенок был счастлив приобщиться к этому увлекательному занятию. Мы легко обошлись без слез и стандартных отойди и не мешай, убивающих всякую инициативу.
Это лишь несколько примеров из нашей повседневной жизни. Помимо них мы вместе развешиваем чистое белье по батареям, пылесосим, убираем постель. Нам всего год и четыре, но день за днем мы вместе учимся чему-то новому и стараемся получать от этого удовольствие.
Если в три года или позже от ребенка вдруг начинают требовать самостоятельно убирать игрушки, помогать маме, у него естественно возникает реакция протеста. Ведь до этого времени все вопросы уборки решала мама. Новая ситуация непривычная и совсем неинтересная. И тогда начинаются скандалы, ругань, слезы. Это становится проблемой, как ребенка, так и родителей. Проблемой, решить которую не так просто. Так не создавайте ее. Никогда не отказывайтесь от помощи своего ребенка, даже если ему всего год. Приучите его помогать по мере сил и возможностей тогда, когда он еще этого хочет. И вы не пожалеете.